К 60-летию фильма «Живые и мертвые» стала известна правда о картине

60 лет назад на экранах появился один из самых искренних и правдивых фильмов о Великой Отечественной войне. 22 февраля 1964 года состоялась премьера двухсерийного шедевра «Живые и мертвые», передает «МК». Этот фильм сразу же завоевал сердца зрителей и получил признание критиков, а история его создания оказалась удивительной и уникальной. Мощная правдивость о войне и ее

Сообщение К 60-летию фильма «Живые и мертвые» стала известна правда о картине появилось сначала на volkovysk.org.

60 лет назад на экранах появился один из самых искренних и правдивых фильмов о Великой Отечественной войне. 22 февраля 1964 года состоялась премьера двухсерийного шедевра «Живые и мертвые», передает «МК».

Этот фильм сразу же завоевал сердца зрителей и получил признание критиков, а история его создания оказалась удивительной и уникальной. Мощная правдивость о войне и ее героях, которую несла картина режиссера Александра Столпера, оказала глубокое воздействие даже на самого писателя, чье произведение легло в основу фильма.

Автор романа «Живые и мертвые» Константин Симонов изначально не одобрял выбор актера для одной из главных ролей – комбрига Серпилина. По мнению выдающегося советского литератора, уже известный своими комедийными ролями Анатолий Папанов не подходил по типажу для столь драматического персонажа. Однако сам Папанов, являвшийся ветераном фронта, сыграл роль комбрига настолько убедительно, что Константин Михайлович не только изменил свое мнение, но даже пересмотрел представление о Серпилине, представленное в своем романе.

Этот случай стал уникальным примером «обратной связи» — экранизация повлияла на сам литературный оригинал.

— Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу (имеется ввиду роман «Последнее лето», где также фигурируют некоторые главные персонажи из «Живых и мертвых» — А.Д.). И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов, — позднее отметил Симонов.

Еще одна интересная деталь фильма – участие в нем Владимира Высоцкого. Еще молодой артист получил небольшую, но запоминающуюся роль: он сыграл одного из солдат, едущих в тыл в кузове полуторки. Хотя его лицо в фильме показывается лишь на мгновение, многие зрители даже не замечают его.

Еще одна загадка «Живых и мертвых» – отсутствие музыкального сопровождения. В фильме практически нет музыки, за исключением нескольких коротких моментов с радиотрансляцией. Это необычное решение режиссера Александра Столпера позволило подчеркнуть естественные звуки, сопровождающие события на экране: выстрелы, грохот орудий, звуки моторов, рев бомбардировщиков.

Хотя действие фильма разворачивается в Белоруссии и под Москвой, съемки проходили в других местах. Команде фильма приглянулась местность во Владимирской области, где и были сняты некоторые сцены, хотя исторически эти места не затрагивались боевыми действиями.

В целях достоверности событий создатели фильма решили использовать старую постройку – обветшавший каменный Воскресенский храм 1835 года, который частично был взорван перед съемками.

Действительно, чтобы в кадре более эффектно выглядело село, «варварски уничтоженное немецко-фашистскими оккупантами», перед съемками эпизода с со случайной встречей Синцова и Серпилина частично взорвали.

Сообщение К 60-летию фильма «Живые и мертвые» стала известна правда о картине появилось сначала на volkovysk.org.

Photo by George Milton