Психолог Никишина: реабилитация бойцов СВО с ПТСР – работа на всю жизнь
Ветераны СВО, получившие тяжелые ранения, могут столкнуться с трудностями в процессе восстановления, если им не оказывается помощь квалифицированных психологов наряду с медицинскими специалистами. Одним из мест, где готовят специалистов для поддержки вернувшихся с СВО с тяжелыми ранениями, является РНИМУ им. Н.И. Пирогова. «Лента.ру» беседовала с доктором психологических наук, директором Института клинической психологии и социальной работы
Сообщение Психолог Никишина: реабилитация бойцов СВО с ПТСР – работа на всю жизнь появилось сначала на volkovysk.org.
Ветераны СВО, получившие тяжелые ранения, могут столкнуться с трудностями в процессе восстановления, если им не оказывается помощь квалифицированных психологов наряду с медицинскими специалистами.
Одним из мест, где готовят специалистов для поддержки вернувшихся с СВО с тяжелыми ранениями, является РНИМУ им. Н.И. Пирогова. «Лента.ру» беседовала с доктором психологических наук, директором Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н.И. Пирогова Верой Никишиной о процессе восстановления бойцов, задачах, стоящих перед психологами, и о том, как общество может помочь участникам спецопераций.
Сотрудники института в настоящее время оказывают помощь военнослужащим, находящимся в московских госпиталях. Перед психологами в настоящее время стоит ряд проблем.
В каждом случае ситуация уникальна. Специалисты фокусируются на различных аспектах: от эмоционального состояния до восстановления утраченных или нарушенных нейрофункций. Важно понимать, что работа с ветеранами — это долгосрочный процесс. Чем более серьезное телесное повреждение, тем больше вызовов сталкивается психолог, объясняет она.
— Когда мы работаем с пациентами с ампутацией конечностей, мы помогаем им привыкнуть к своему новому телу и научиться использовать протезы. Наша задача — помочь мозгу принять изменения, — подчеркивает Никишина.
Ситуации разные. Иногда пациенты ожидают, что их будут лечить определенным образом, что не всегда соответствует методам медицины.
Родственники пациентов также проявляют разные, часто интенсивные эмоции. Это понятно. Чем дольше военнослужащий оказывается в беспомощном состоянии, тем сильнее становятся эмоциональные реакции как у самих ветеранов, так и у их близких.
Это длительный процесс, поэтому нельзя рассчитывать на быстрый результат. Важно понимать, что жизнь ветерана теперь не такая, как прежде. Это нужно принять и последовательно работать в этом направлении. Если, например, перестать чистить зубы, то через некоторое время они покроются налетом, а затем выпадут. Всем очевидно, что нельзя сэкономить на гигиене. То же самое и здесь.
Специалисты указывают пациентам на необходимость постоянно выполнять определенные действия. Когда им становится особенно трудно, важно обращаться за поддержкой.
Обучение психологов включает в себя идентификацию различных эмоциональных и психических состояний, связанных с военными действиями. Клинические психологи не могут ставить диагнозы, но могут фиксировать проявления и направлять пациентов к другим специалистам.
— У некоторых последствия могут уходить в соматику и проявляться в виде острых нарушений мозгового кровообращения — это инсульты. Когда мы работали в Мариуполе, то доктора там говорили о том, что в городе очень резко изменилась острота течения и количество онкологических заболеваний. Эти болезни очень зависят от стресса, — объясняет доктор психологических наук.
Результаты процесса восстановления индивидуальны и могут проявляться как в физической, так и в психической сфере.
Сообщение Психолог Никишина: реабилитация бойцов СВО с ПТСР – работа на всю жизнь появилось сначала на volkovysk.org.
Photo by RDNE Stock project